Ведущий специалист КАДИС по правовым вопросам. Консультирует по таким вопросам, как гражданско-правовые отношения, трудовое право и иски по постановлениям правительства. Опыт работы в области права более 10 лет.
Досудебные ходатайства были отправлены по почте. Письмо не было получено адресатом в срок и было возвращено отправителю. С какого момента исполняется обязанность истца по отправке претензии: с момента доставки письма с претензией в почтовое отделение ответчика, с момента окончания хранения или с момента возврата в почтовое отделение. Отправитель? Прежде всего, нас интересует позиция Верховного суда, который вправе решать, отправлять письмо отправителю или нет.
Прежде всего, отметим, что стороны касаются требования о направлении в порядке досудебного урегулирования спора путем предоставления В соответствии со статьей 4-5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в отношении юридически значимых сообщений применяются положения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) (см. постановление Пятнадцатого арбитражного суда от 24 декабря 2020 г. N 15АП-20208/2020 по делу N А32-. 5614/2020); см. также Дело N А32- 2020/2020, Дело N А32- 2020/2020.
Согласно правовой позиции, определенной в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений части первой раздела I Кодекса „Гражданский кодекс Российской Федерации“ (далее — Постановление N 25), передача (исполнение) сообщения и его доставка получателю Бремя доказывания данного факта несет лицо, направившее сообщение.
Юридически значимое сообщение считается отправленным, даже если отправитель получил его, но не отправлял, в зависимости от обстоятельств, или даже если получатель не знал об этом (пункт 1 статьи 165-1 Кодекса). (Гражданский кодекс Российской Федерации). Например, если адресат уклоняется от получения электронного сообщения и отвечает на него по истечении срока хранения, сообщение считается доставленным.
Риск неполучения входящего электронного сообщения несет получатель. Если юридически значимое сообщение содержит информацию об односторонней сделке, содержание сообщения распознается получателем, и считается, что оно вызвало соответствующую сделку, если сообщение не было доставлено по обстоятельствам, зависящим от получателя. последствия (например, если договор считается расторгнутым в связи с односторонним отказом от исполнения).
Судебная практика неоднозначно оценивает момент, когда сообщение (претензия, уведомление), возвращенное по причине «истек срок хранения», считается состоявшимся.
Поиск информации по данному вопросу в справочно-правовой системе КонсультантПлюс и анализ судебной практики выявил две правовые позиции.
Данная правовая позиция относится к назначению Судебного спора Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2018 года по делу n 305-ЭС17-22712, А40-214588/2016.
… Материалы данного дела подтверждают событие миссии по одностороннему расторжению договора и его сдаче, и свидетельствуют о том, что компания предоставила папку, возвращенную по электронной почте с сообщением, направленным в головной офис компании и доказательством индикатора. ‘Окончание срока хранения’ от 1 августа 2014 года.
Вышеуказанное подтверждает соблюдение компанией условий договора в части отправки сообщения об одностороннем расторжении договора. Данное письмо не было доставлено по независящим от компании обстоятельствам и возвращено по истечении срока хранения.
Принимая во внимание вышеуказанную норму права, исходя из установленных по делу обстоятельств, оповещение компании можно считать доставленным 08.01.2014 по дате возврата, что свидетельствует об истечении «срока хранения». И, как правильно постановил апелляционный суд, к этой дате договор был исполнен…» .
Аналогичный вывод можно найти в следующих судебных актах.
Дополнительная информация из КонсультантПлюс:
Наиболее важные практики в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации,
Перечень позиций Верховного Суда РФ по статье 165.1 Гражданского кодекса РФ «Сообщения, имеющие юридическое значение»,
Готовые решения: что нужно знать о юридически значимых сообщениях (КонсультантПлюс, 2022),
Готовые решения: как предъявить (сформулировать) претензию при незаключении или порыве договора (КонсультантПлюс, 2022).
Как правильно направить претензию по почте с заверенным уведомлением?
Существующие правила делового общения между различными лицами, как юридическими, так и физическими, предполагают активное использование письменной коммуникации.
В частности, такое общение осуществляется в тех случаях, когда требуется взаимодействие по направлениям, в которых утверждаются те или иные спорные вопросы. Как должны передаваться предварительные претензии?
Понятие досудебной претензии
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обязывает лиц, участвующих в финансово-правовых отношениях, полностью разрешить спор до обращения в суд. Для этих целей создан специальный вид документа — предварительное решение.
В соответствии с положениями действующего политического процессуального законодательства под предварительным решением следует понимать специально составленное письмо, направленное из одной части существующего финансово-правового отношения и специально составленное письмо, направленное в другое или несколько мест в случае многостороннего правоотношения. Данный документ имеет четкую цель своего создания — предложение разрешить возникшие спорные вопросы, не прибегая к помощи судебных органов, путем исполнения ранее заключенного договора или соглашения об основных положениях спорных положений договора или иных соглашений. В результате возникли данные правоотношения.
Если хотя бы одним из спорных статусов является юридическое лицо с документально оформленным режимом, то подготовка досудебных мер является обязательной для разрешения споров относительно существующих условий. В противном случае подача исковых заявлений в различные судебные инстанции приведет к отказу в рассмотрении до проведения полноценного разбирательства.
С точки зрения содержания досудебного производства документ можно охарактеризовать следующим образом Это документ, который, по мнению автора разбирательства, отражает характер возникшего спора и содержит его предложения о возможности внесудебного урегулирования спора, в том числе о принудительном исполнении требования, отражающие характер нарушения обязанности лицом, являющимся предметом иска.
По общему правилу, срок рассмотрения досудебных претензий не превышает 30 дней с момента их получения ответчиком.
По этой причине необходимо полностью соблюдать правила отправки, чтобы сама претензия дошла до адресата.
Доставка заказным письмом с почтовым уведомлением
Несмотря на активное использование электронных средств связи, таких как электронная почта, важность отправки страховых претензий с использованием услуг различных почтовых операторов, в том числе Почты России, не теряется. Это связано с тем, что суд, рассматривая представленное дело, примет во внимание, что по нему была проведена предварительная досудебная работа, в том числе и уведомление о вручении претензии в качестве доказательства такой работы (которое служит доказательством того, что претензия была предъявлена). (Они не просто были написаны на бумаге и отправлены ответчику, а ответчик получил эти требования). По этой причине необходимо тщательно соблюдать все правила, касающиеся отправки документов заказным письмом с уведомлением.
В настоящее время существует два вида писем для отправки досудебных запросов через почтовых операторов: заказное и ценное. Каждое из них может быть отправлено вместе с уведомлением и описью вложения.
Ценные письма отличаются от заказных тем, что в них указывается стоимость, то есть сумма, которая выплачивается отправителю письма, если письмо по какой-либо причине будет утеряно или часть документов в письме утрачена.
Опись вложений в такие письма необходима для того, чтобы указать, какие документы содержатся в деле, если дело будет уничтожено. В описи указывается название и количество документов, содержащихся в папке. В ней также указывается количество копий каждого документа, что позволяет избежать риска потери документов.
Чтобы отправить одно из этих писем, вам нужно сделать следующее
В случае с заказными письмами необходимо проверить объявленную ценность, чтобы определить сумму компенсации, подлежащую выплате.
Однако при отправке ценных писем следует учитывать, что они могут быть не выданы получателю, поскольку представитель получателя не уполномочен взаимодействовать с почтой таким образом (например, могут быть выданы только заказные письма; представитель получателя не уполномочен взаимодействовать с почтой). На основании действующей доверенности, выданной менеджером получателя представителю получателя, требуется дополнительная доверенность на выдачу ценных писем).
Отправка по электронной почте
Электронные носители позволяют быстрее отправлять и получать различную корреспонденцию. Однако следует помнить, что если предварительное решение отправляется по электронной почте, то письмо должно быть построено таким образом, чтобы при отправке такого письма присутствовало уведомление о таком действии, независимо от того, какая почтовая служба используется. принят при прочтении от имени получателя (как правило, это можно сделать с помощью специального сигнала о прочтении, см. ниже).
Последовательность действий в этом случае следующая.
Прочитанный ответ является доказательством получения самой претензии.
Однако следует помнить, что если речь идет о досудебной претензионной миссии, как через почтовый орган, так и через электронное письмо, то датой вручения в данном случае будет дата получения копии.
Именно с этой даты начинается рассмотрение процесса потенциального ответчика и отсчет времени, в течение которого готовится ответ на субсидиарный документ. Суды также руководствуются сроками исполнения и подготовки печатных изданий дела и копий дела.