Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность административных связей и связей между ними. Она включает в себя такие понятия, как элементы (звенья), связи и слои. Элементами организационной структуры являются отделы, группы и сотрудники, выполняющие определенные функции. Кроме того, между подразделениями существует несколько связей. Они делятся на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят гармоничный характер и обычно находятся на одном уровне. Их основная цель — способствовать более эффективному диалогу между подразделениями организации для решения проблем. У них есть несколько важных преимуществ. Они экономят время, повышают качество диалога и способствуют развитию независимости и инициативы менеджеров. Обычно они не формализуются в процессе организационного планирования, а чаще всего создаются неформально, путем установления прямых контактов между людьми, вовлеченными в решение проблемы. Вертикальные связи — это связи между верхними и нижними уровнями организации. Вертикальные связи необходимы, когда управление иерархично. Эти связи служат каналом для передачи управленческой и отчетной информации и обеспечивают стабильность организации. Однако они также замедляют процесс коммуникации, рискуют исказить информацию и замедлить процесс принятия административных решений. На сегодняшний день можно выделить следующие типы организационных структур
1. линейные организационные структуры.
Наиболее подходит для простых форм производства. Для этой структуры характерно прямое влияние на производство и централизация всех административных функций в одном месте. Линейные организационные структуры характеризуются сочетанием функций и полномочий в звеньях и состоят только из линейных связей, при этом преимуществом является соблюдение принципов единоначалия, простоты и четкости иерархических уровневых связей.
Такая структура имеет ряд недостатков, главный из которых — необходимость для менеджеров обладать разносторонними знаниями во всех областях деятельности при отсутствии специальных управленческих функций.
2. функциональные организационные структуры.
Используется так же, как и линейные организационные структуры, в крупных конфигурациях систем управления, где особенно важна разработка экспертного анализа проблем и управленческих решений.
Может применяться на предприятиях и в малом и среднем бизнесе, но не используется в современных условиях.
Основные недостатки — сложность функциональных связей, разнообразие аффилиаций и, как следствие, нарушение настроя и ответственности.
3 Линейно-функциональные организационные структуры.
Линейно-функциональные организационные структуры характеризуются разделением деятельности на линейно-функциональные связи, с повышенной координацией поведения в процессе управления. В современных условиях эта система наиболее часто используется в живых организмах.
4. организация штабной структуры.
Ее специфика заключается в выделении всех или большинства оперативных звеньев в штаб с собственным руководством, функциональное линейное звено. В принципе, власть этого звена ограничивается только условиями управления оперативными звеньями, но не распространяется на нижестоящие линейные звенья.
Такая система управления успешно решает сложные задачи, координирует многофункциональные решения и выгодно организует оперативные звенья. Однако при увеличении объема операционной деятельности и расширении масштабов центрального органа управления возникает риск утраты необходимых связей функционального и линейного блоков организационной структуры, так как она может превратиться в параллельную структуру.
5. сложные линейно-функциональные системы управления (линейно-функциональные системы с дифференциацией операционных связей внутри блоков).
В данной системе вводятся линейно-функциональные звенья (субменеджеры набора функций) и дифференцируются операционные звенья по этим блокам.
Такие системы управления наблюдаются на крупных предприятиях. Однако в условиях многоотраслевого производства или управления научно-производственными комплексами они становятся консервативными и громоздкими, усложняется процесс координации деятельности и затрудняется оперативное управление.
Ее специфика заключается в различии связей линейной и функциональной принадлежности, что делает структуру адаптируемой к изменениям внешней среды и гибкой к использованию динамичного профессионализма и временной организации своей деятельности.
Матка распространяется на управление современными крупными предприятиями, особенно наднациональными.
7. принципы менеджмента формы менеджмента
Чтобы прояснить динамику эволюции организационных структур и природу многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования систем организационного управления. Изучение принципов позволяет решить большой и сложный комплекс проблем организационного проектирования. Важность детального изучения органов управления обусловлена тем, что они непосредственно влияют на структуру управления и координируют ее.
Можно сформулировать следующие принципы организационной системы управления: 1. развитие демократической инфраструктуры управления; 2. развитие системы управления, основанной на принципах организации; 3. развитие системы управления, основанной на принципах организации. Важную роль в этом процессе играет правильное соотношение централизации и децентрализации решений, способствующее разделению стратегических и текущих обязанностей в управлении. Поэтому, согласно этому принципу, планирование организационной структуры управления должно доходить до точки, где обеспечивается исключительная власть и персональная ответственность за реализацию дела внутри организации.
2. принципы системного подхода требуют формирования полного набора управленческих решений, реализующих все цели организации учреждения 3. принцип управления должен предполагать определение пропорции и количества действующих сотрудников. При разработке механизма проектирования структуры управления необходимо стремиться к оптимизации этой пропорции. Также важным моментом является распределение административных решений по уровням. Это должно обеспечивать разумную степень загруженности руководителя, принимающего решения. Если нагрузка на руководителя превысит допустимые нормы, эффективность и результативность управления неожиданно снизятся. Применение этого принципа на практике значительно осложняется отсутствием научно обоснованных правил управления. 4. принцип соответствия субъекта и объекта управления — важный методологический принцип, заключающийся в том, что структура управления должна формироваться прежде всего на основе характеристик объектов управления. Состав организационных подразделений и характер связей между ними определяется спецификой функций отдельных структурных единиц и системы в целом. 5. принцип адаптации. Он связан с требованиями гибкости, адаптивности и быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних экономических условий.
В связи с этим важно совершенствовать информационный аспект для обеспечения проявления и развития данного принципа. 6. принцип специализации. В соответствии с этим принципом структуры управления должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить техническое разделение труда при формировании структурных подразделений. 7. принцип концентрации, который означает, что при проектировании структур управления необходимо учитывать повторяющийся характер задач, однообразие приемов и методов их выполнения. К таким задачам относятся планирование, учет, бронирование и ведение документации. Принцип централизации требует одновременного сокращения числа уровней управления. 8. принцип профессиональной регламентации предполагает группировку рабочих звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено функционировало для достижения определенной цели и несло полную ответственность за качество исполнения этих полномочий Проектирование структур управления Не обязательно абстрактное, но предлагаемое для разных уровней 8. учитывает деловые свойства руководителя и исполнителя. 9. нормативно-правовые полномочия. Однако создание подразделений всегда детерминировано и должно быть определено законом. В соответствии с принципами правового регулирования структура управления должна быть построена таким образом, чтобы все решения и резолюции вышестоящих органов