Ассоциация автострахования России будет пересматривать стоимость ремонтных работ и запасных частей каждые три месяца. Кроме того, страховщики будут выборочно пересматривать цены на запчасти в своих интернет-магазинах с учетом доставки. Эти правила содержатся в проекте нового положения «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденных транспортных средств», опубликованном на сайте Центрального банка Российской Федерации.
Действующая редакция этих правил была разработана в 2014 году и впоследствии доработана. В настоящее время справочник, описывающий стоимость запчастей и работ, обновляется каждые полгода. Более частое обновление позволит обеспечить соответствие цен на запчасти, используемых для расчета компенсации по ОСАГО, реальным условиям на рынке ремонта автомобилей.
В настоящее время РСА изучает инновации в процессе подготовки справочника средней стоимости запчастей. Среди них — выборочное исследование цен на запчасти, предлагаемых интернет-магазинами, включая доставку на место. Для тестирования этого нового процесса РСА инициировал исследование онлайн-рынка запчастей, результаты которого позволят оценить изменения в страховых выплатах по ОСАГО.
Кроме того, открытый процесс обновления обеспечит защиту прав страхователей. Проект нового справочника запчастей будет размещен в Интернете до начала его внедрения, и РСА учтет замечания и предложения по содержанию базы данных.
В РСА заявили, что новый проект комплексной методологии содержит несколько элементов, которые позволят упорядочить систему независимой технической экспертизы. В частности, проводится четкое разграничение между фиксацией повреждений транспортных средств, которую необходимо включать в акт осмотра, и положениями о ремонтных мероприятиях, которые должны быть указаны в экспертном заключении.
Данный документ определяет процесс расчета стоимости полезной вещи в случае полной утраты транспортного средства. Конструктивные элементы, пригодные для дальнейшего использования и которые могут быть сняты с поврежденного транспортного средства в случае его полной утраты, не должны иметь повреждений, влияющих на его целостность и товарный вид. Они не должны иметь изменений в конструкции, форме, целостности или геометрии, которые могут быть использованы и не предусмотрены производителем транспортного средства. Эти изменения не должны включать в себя отверстия, разрезы или другие технические следы, которые не мешают установке изделия и не изменяют его внешний вид и эксплуатационные характеристики.
Одним из нововведений является применение фотографий в электронном виде в акте контроля. Также необходимо использовать диагностику оборудования для выявления повреждений дорогостоящих узлов.
В этом плане определяются факторы, которые могут снизить стоимость износа компонентов. Такими факторами могут быть ремонт двигателя или замена кузова.
Благодаря предлагаемому нововведению специалисты смогут давать более точные оценки ущерба при проверке, а потерпевшие — получать справедливые страховые возмещения». говорится в сообщении Центробанка.
Замечания и предложения Центральный банк РФ будет принимать до 13 июля.
Как будет рассчитываться стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО?
20 сентября вступила в силу новая методика расчета стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля в России по ОСАГО, утвержденная Центральным банком РФ. Важное изменение касается подготовки справочника по стоимости запасных частей, который формирует Российский союз автостраховщиков (РСА).
Какие изменения произошли в составлении справочника?
Справочник содержит три справочника: цены на запасные части, материалы и нормативные сроки. Используя эту информацию, владелец пострадавшего автомобиля может проверить, правильно ли страховая компания оценила ущерб от ДТП.
С декабря 2014 года этот каталог формируется в 13 экономических регионах страны и обновляется каждые полгода. Согласно новой методике, стоимость запасных частей для каждого региона должна составляться и обновляться каждые три месяца. Однако Рами удалось подготовить первый комплект обновленных списков к марту 2022 года.
Откуда будут взяты цены на запчасти?
Как и прежде, водители включают в себя среднюю стоимость запчастей. Они рассчитываются по типам комплексов с учетом минимальной стоимости оригинальных запчастей и медианной стоимости одной запчасти (половина значений ниже этого показателя), пишет gazeta. . RU пишет. Водители учитывают при обучении, в том числе, цены на запчасти в интернет-магазине.
Какие автомобили включены в каталог?
Расчет цен в справочнике основан на количестве договоров ОСАГО на соответствующие автомобили. Временно в региональный список будут включены только автомобили с не менее чем 15 000 полисами ОСАГО, срок действия которых истекает в 2020 году.
Также, согласно новой методике, должны появиться региональные вкладчики, пишет «Газета.ру». Каждая марка рассчитывается отдельно. В прошлом году для попадания в список необходимо было обеспечить не менее 500 таких автомобилей в регионе.
Почему изменилась методика?
По словам президента Ассоциации страховщиков России Игоря Юргенса, новая методика определения стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля делает стоимость ремонта более прозрачной для определения выплат по ОСАГО. Новые правила также необходимы для того, чтобы сократить количество судебных споров, когда стоимость поврежденного автомобиля оказывается ниже страховой выплаты.
ОСАГО
Автовладельцы, получившие возмещение по ОСАГО, недовольны размером компенсации. Суммы могут не покрывать фактических расходов на ремонт, покупку или замену запчастей для автомобиля. Это связано с тем, что страховщики должны определять размер компенсации по единой методике, утвержденной Центробанком в 2021 году, и учитывать в своих расчетах износ автомобиля.
В этом разделе мы расскажем, есть ли возможность получить компенсацию без учета инвалидности.
Что такое амортизация при страховании ОСАГО?
В процессе эксплуатации транспортное средство изнашивается. Считается, что за первый год эксплуатации автомобиль изнашивается примерно на 30% и теряет около 10% своей стоимости. Это «общий» метод определения амортизации. Он не совпадает с методом расчета, используемым страховыми компаниями, но имеет тот же смысл. Чем старше автомобиль, тем больше амортизация.
Для страховщиков амортизация — это скорость снижения стоимости автомобиля и его эксплуатационных компонентов. Страховые компании рассчитывают амортизацию для каждого заменяемого компонента.
Как рассчитывается страховой износ?
При расчете износа по ОСАГО учитывается комбинированный вид.
Амортизация компонента не должна превышать 50% от стоимости. Это означает, что страховщики не могут выплатить менее половины стоимости поврежденного компонента.
Какие документы регулируют расчет амортизации?
Основной закон, на который ссылаются страховые компании, — Банк России от 4 марта 2021 года. Это полная методика расчета страхового вознаграждения по ОСАГО за ремонт. В ней прописаны способ определения ущерба, цена запчастей, степень износа комплектующих и стоимость годных остатков машины при полной гибели.
При определении стоимости суммы выводятся следующим образом.
Для каких компонентов амортизация не рассчитывается?
Амортизация некоторых компонентов не учитывается при расчете компенсации. Правило «нулевой амортизации» применяется к средствам защиты и компонентам, которые не запрещены для управления автомобилем. К этой категории относятся.
Полный перечень всех компонентов приведен в Приложении 6 к Правилам n 755-п.
Можно ли взыскать с нарушителя амортизацию?
Согласно расчету компенсации по стандартной методике, если страховых выплат не хватило на ремонт автомобиля, вы можете взыскать потерянные в результате ДТП деньги через суд. Это разрешено статьей 1072 Гражданского кодекса РФ.
Требование учитывать обесценивание при расчете распространяется только на страховые компании. Это означает, что потерпевший рассчитывает взыскать с виновника ДТП разницу между полученной выплатой и реальными затратами.
Пример. Пострадавший в аварии автовладелец обращается за компенсацией в свою страховую компанию. При расчете ущерба он получил следующую информацию
Обратившись в суд, водитель в данном примере может взыскать 100, 000 рублей с водителя, виновного в ДТП.
Можно ли избежать расчета амортизации в рамках ОСАГО?
Правила расчета возмещения в рамках обязательного страхования гражданской ответственности едины для всех страховых компаний и гарантированы законом. Страховщики обязаны учитывать вину при расчете компенсации.
Чтобы обезопасить себя от ситуаций, когда выплат не хватает на ремонт, вы можете приобрести полис страхования катера. Если с транспортным средством что-то случится, его отремонтируют и направят на СТОА, где заменят поврежденные детали в рамках страхового полиса.
Новый расчет ущерба по ОСАГО: метод мошенничества.
На протяжении 12 лет нам пытаются доказать, что страхование Kteo полностью защищает интересы автовладельцев. Мы с пониманием отнеслись к следующей инициативе Ассоциации страховых компаний России. В ней прописан единый критерий расчета ущерба по случайным происшествиям.
С 1 декабря 2014 года все страховщики, работающие по программе ОСАГО, перешли на единую базу для расчета ущерба транспортным средствам, поврежденным в ДТП. Ранее стоимость ремонта рассчитывалась разными экспертами страховых компаний по-разному. В некоторых случаях результаты расчетов двух экспертов отличались в три раза. К чему это приводило? Страховая компания выплачивала минимальную сумму, а потерпевший обращался в суд.
Большинство судебных решений было вынесено не в пользу страховой компании. В результате выплаты увеличились в два-три раза, а страховщики потеряли значительную часть прибыли. Им пришлось принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО было уже невыгодно. Первое, что они сделали, — увеличили стоимость полиса на 30 процентов. Затем был представлен документ, определяющий порядок расчета стоимости ремонта. Это единый документ для всех экспертов.
Эксперты РСА потратили много времени на подготовку этого документа. Необходимо учитывать стоимость запасных частей, а в справочном документе перечислено более 40 миллионов запасных частей.
Никакой инфляции: чтобы определить стоимость ремонта, территорию разделили на отдельные зоны. Всего их 13. В каждой зоне существует свой прейскурант на запчасти. Чтобы узнать, к какой зоне относится тот или иной регион, зайдите на сайт РСА в раздел «ОСАГО». Здесь же можно ознакомиться с ценами на запчасти. Однако для этого необходимо знать название завода.
РСА гарантирует, что цены на ремонт и запчасти основаны на рыночных ценах и что между потерпевшим и страховой компанией не возникает споров. Правда? Проверьте.
Для большей чистоты эксперимента возьмем пример реального автомобиля, попавшего в ДТП, — седана Nissan Tiana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Крымэкспертиза» рассчитали стоимость ремонта как по единой методике РАМИ, так и по рыночным ценам в московском регионе. По методике РАМИ, с учетом износа, пострадавший заплатит 158 000 рублей, тогда как на практике, без учета износа деталей, ремонт автомобиля обойдется в 248 000 рублей. Разница составляет 90 000 рублей! А если принять наши экспертные рыночные расчеты (с учетом износа), то эта разница сокращается до 38 000 рублей, но все равно остается. Основная причина разницы — стоимость запчастей. Мы проверили цены на запчасти на сайте РАМИ и сравнили их со среднерыночными ценами в Москве. По большинству позиций мы обнаружили, что цены в справочнике РАМИ значительно ниже. Это неудивительно. Поставки запчастей фиксированы в евро и долларах, а справочники выпускались по двукратному курсу. РАМИ планирует обновить расчеты в течение полугода.
Затраты на ремонт также недостаточны. Обычная почасовая стоимость для марки Nissan в данной методике занижена. Например, неофициальные гаражи берут 1000 рублей в час за обслуживание кузова, а официальные расценки еще выше — от 1500 рублей. Тогда по этой методике определяется сумма в 900 рублей за нормо-час (для Центрального экономического района, куда входит Москва).
Есть и другие проблемы. По словам эксперта Александра Градышева, некоторые повреждения автомобиля, например, перекос кузова, можно определить только в особых случаях. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже о специалистах. В результате страховые специалисты не учитывают стоимость этих работ. А это значит, что денег на ремонт автомобиля не хватит.
Что делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант — оформить каско. Однако не все могут себе это позволить.
Также нет возможности подать иск в суд. Кроме того, единственным документом, который в настоящее время может быть использован как страховыми компаниями, так и судами для расчета стоимости ремонта, является методика RAMI. При этом, если разница между выплатой страховой компании и требованием потерпевшего не превышает 10 %, то это связано с так называемыми статистическими погрешностями, и такие иски в суде не рассматриваются. И эксперт не может рассчитать ущерб в размере, превышающем 10 %, пытаясь приблизиться к реальной стоимости ремонта. Методика этого не позволяет. Поэтому единственным выходом для автовладельцев, у которых нет каско, является требование направления на ремонт в автосервисы, а не получение денег. Это регулируется правилами ОСАГО.
Единая методика расчета выплат по ОСАГО
Для расчета убытков по обязательному автострахованию используется единая методика расчета убытков по ОСАГО. Она разработана и актуализирована сотрудниками Центрального банка Российской Федерации — регулятора отечественного страхового рынка.
Рассмотрите движущие силы совершенствования документа и его основные положения.
Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт
Все страховые компании придерживаются единой методики расчета размера ущерба и стоимости ремонта. Первая редакция методики была разработана экспертами Центрального банка РФ в сентябре 2014 года и с тех пор неоднократно изменялась и дополнялась.
С 2025 года в России действует единая методика расчета убытков по ОСАГО. Она содержится в Положении № 755-П ЦБ РФ. 755-П Центрального банка РФ (окончательное изменение от 15 января 2025 года, 04. 03. 2021).
Как страховая компания рассчитывает сумму ущерба?
Как было сказано выше, для расчета суммы ущерба, причитающейся всем заинтересованным лицам, включая страховщика, используется единая методика ОСАГО. Последний использует стандартный вид расчета со следующим форматом.
Корректировки типа производятся в зависимости от состояния автомобиля и проведенных ремонтных работ.
В качестве исходных данных используются средние рыночные цены на все три параметра (работы, материалы и комплектующие), которые регулярно публикуются национальным центральным банком.
Это значительно упрощает и ускоряет расчет, а итоговая калькуляция получается типичной.
Как я могу самостоятельно рассчитать сумму ущерба?
Часто разногласия между страхователем и страховщиком касаются размера компенсации. Вполне естественным кажется желание проверить расчеты, сделанные страховщиком. Для этого используются различные методики, большинство из которых предусматривают использование единой методики расчета страхового возмещения по полису ОСАГО.
На сайте компании «Рами».
Самый простой и распространенный способ самостоятельно рассчитать сумму ущерба — воспользоваться возможностями официального сайта Рами. Это удобный и простой электронный сервис, основанный на методиках расчета, разработанных и утвержденных Центробанком, а также на усредненных правилах по основным элементам затрат.
Для расчетов используются виды, перечисленные выше.
Другие методы.
Аналогичные методы расчета предлагают различные частные сайты, специализирующиеся на обязательном автостраховании. Если вы выберете этот вариант, важно помнить, что информация на них не является официальной. Поэтому проще и лучше обратиться либо на сайт Rami, либо в специализированную профессиональную организацию, имеющую необходимые лицензии и аккредитацию.
Что делать, если сумма возмещения занижена?
Если была проведена проверка расчетов, произведенных сотрудниками страховщика и приведших к занижению суммы компенсации, следует обжаловать действия автостраховщика. Для этого проводится независимая экспертная оценка ущерба, и полученное экспертное заключение приобщается к рассматриваемому судом делу.
Оспариваемые обстоятельства в предварительном решении могут быть разрешены, но позиция страхователя также должна быть подтверждена документально.
Помимо экспертного заключения, необходимо сохранить и предоставить ряд соответствующих документов, подтверждающих как факт ущерба, так и стоимость ремонта.
Ответы на вопросы
Кто разработал комплексную методику расчета ущерба по полису ОСАГО?
Документ был разработан экспертами регулятора страхового рынка России — Центрального банка РФ.
Какова последняя версия документа?
В 2025 году в России действует единая методика расчета убытков по ОСАГО. Она содержится в положении № 755-П ЦБ РФ. 755-П Центрального банка РФ (окончательное изменение от 15 января 2025 года, 04. 03. 2021).
Если я не согласен с размером возмещения, как я могу оспорить расчеты страховщика?
Для этого необходимо сначала провести независимую оценку стоимости восстановительного ремонта. Затем экспертиза прикладывается к иску и направляется в суд вместе с другими необходимыми документами.
detector