Органы исполнительной власти: порядок построения, сортировка и функционирование

В современном государстве исполнительная власть является самой сильной и разветвленной отраслью государственного управления. Она включает в себя широкий спектр иерархически организованных руководителей. Часто на самом верху огромного кадрового резерва находится правительство. Обычно оно включает в себя небольшое количество ключевых лидеров и чиновников. Эти ключевые лидеры имеют разные имена, титулы, обязанности и полномочия. Одних называют президентом, других — премьер-министром, министром иностранных дел или генеральным секретарем, третьих — президентом или президентом. Есть даже монархи, которые до сих пор обладают реальной властью. Официальные названия могут вводить в заблуждение относительно обязанностей, выполняемых теми или иными высокопоставленными чиновниками, но все они играют важную роль в формировании и реализации политического курса государства.

    Власть политического исполнительного органа может считаться реальной только в том случае, если этот орган обладает реальными полномочиями принимать и применять законы и постановления, решать финансовые вопросы и важные государственные назначения. Если он не обладает такими полномочиями, его власть носит символический или церемониальный характер.

    Верховное руководство исполнительной властью может быть как индивидуальным, так и коллективным — исполнительная власть сосредоточена в одних руках или распределена между различными органами.

    В монархиях (абсолютных или бинарных) исполнительная власть принадлежит высшему повелителю и осуществляется через совет министров (министров, отвечающих за министров). Например, король Саудовской Аравии и наследственные правители многих других арабских государств продолжают обладать реальной властью.

    В европейских и азиатских парламентских монархиях король практически не имеет реального политического влияния. В парламентских монархиях король и королева выполняют церемониальные обязанности. Например, британская королевская семья представляет собой коллективный церемониальный орган. Там, где требуется присутствие монарха, члены королевской семьи также разделяют эту обязанность с монархом.

    Такие монархи, как королева Англии и король Скандинавии, играют в основном символическую и церемониальную роль и редко нуждаются в политической власти. Они являются живыми символами государства и нации и их исторической преемственности.

    Например, королева Англии может оказывать почести и возвышать дворян, просто прикоснувшись к королевскому скипетру. Он открывает парламент и объявляет о крупных праздниках и памятных датах. После выборов или падения правительства правительство обычно назначает премьер-министра. Однако здесь она обычно не имеет возможности действовать по своему усмотрению, поскольку по обычаю этот пост автоматически занимает лидер партии большинства в Палате общин. Японский император, играющий важную роль в качестве символа страны, также традиционно считается благородным и возвышенным. В отличие от них, монархии стран Северной Европы и Бенилюкса более прагматичны.

    В демократических государствах исполнительная власть может быть сосредоточена в одних руках или разделена. В президентских демократиях есть только один глава исполнительной власти, в то время как для парламентских демократий характерно разделение высшей исполнительной власти между двумя должностными лицами. Глава государства действует прежде всего как представительное должностное лицо и выполняет в основном церемониальные обязанности. Затем он или она становится главой правительства, принимающим и реализующим авторитетные решения.

    В президентских демократиях церемониальные и фактические обязанности почти всегда исполняет один человек — президент. Например, к отдельным органам исполнительной власти, обладающим реальной властью, относится президентство США, а занятие поста президента предполагает осуществление множества основных функций. Исполнительная власть США также включает коллективные органы, такие как Кабинет министров и Совет национальной безопасности, которые функционируют скорее как советники президента, чем как коллективные органы принятия решений.

    В президентско-парламентской республике (Франция) президент также является могущественным лидером исполнительной власти, который может назначать премьер-министра, распускать законодательные органы и назначать новые выборы.

    Индивидуальные — Гораздо сложнее классифицировать политические системы по шкале коллективной исполнительной власти. Классический пример коллективной исполнительной власти — швейцарское правительство, Федеральный совет (семь членов), глава которого избирается ежегодно и практически единолично возглавляет его. Напротив, в Великобритании премьер-министр, опирающийся на парламентское большинство, оказывает решающее влияние на кабинет министров и обычно играет доминирующую роль в формировании политического курса. Однако исполнительная власть осуществляется в основном коллективно. Совет министров, в который входят около 20 министров правительства, регулярно проводит заседания и принимает важные решения, имеющие обязательную силу.

    Советуем прочитать:  Постановление об отказе в объявлении в розыск без вести пропавшего: причины и последствия

    Высший орган исполнительной власти может быть разделен на персоны, но на практике такое деление условно. Дело в том, что все подразделения этого правительственного ведомства содержат множество членов — избранных или назначенных чиновников, наделенных конкретными полномочиями по выработке политики. Например, в США будущему президенту придется произвести около 2000 назначений, 2000 из которых — ключевые исполнительные должности с точки зрения формирования политики. Премьер-министр Великобритании назначает около 100 министров и заместителей министров, а канцлер Федеративной Республики Германия делает почти такое же количество назначений.

    Двойственность церемониальных и властных функций исполнительной власти часто приводит к недопониманию того, кто принимает властные решения. Например, в парламентской демократии церемониальные функции выполняет президент, а реальная власть принадлежит канцлеру. Например, федеральный президент Германии произносит речи по случаю крупных юбилеев и назначает канцлера после выборов или отставки правительства. Как и в случае с парламентской системой, коммунистические режимы склонны разделять церемониальные и реальные исполнительные функции. Церемониальным чиновником является, например, президент Китайской Народной Республики. Он встречает и приветствует официальных лиц, открывает заседания Всекитайского собрания народных представителей и председательствует на его заседаниях. Самой влиятельной политической личностью и личным лидером кадров в стране является генеральный секретарь Коммунистической партии Китая (КПК).

    У системы, отделяющей ритуальный исполнительный орган от реального исполнительного органа, есть много преимуществ. Церемониальный исполнительный орган символизирует единство и преемственность и может стоять над политическим путем. Однако сочетание этих функций может создавать различные угрозы. Например, с одной стороны, президент США, сочетающий ритуальные и реальные функции, может использовать ритуальную и символическую власть для усиления своей реальной политической власти. С другой стороны, чрезмерная политическая вовлеченность может ослабить его объединяющую функцию — его способность функционировать как символическая или единая фигура.

    Правовое положение исполнительной власти в условиях разделения властей в Российской Федерации

    Центральные органы федеральной исполнительной власти формируются, как правило, Президентом РФ и наделяются конкретными полномочиями — по управлению закрепленными за ними отраслями или административными районами, являются отраслевыми (функциональными) или смешанными.

    Советуем прочитать:  Почему ваши счета за электричество выросли? Рассмотрим причины и последствия

    Центральные органы находятся в непосредственном подчинении Правительства (некоторые из них подчиняются непосредственно Президенту). Руководители центральных органов исполнительной власти назначаются Президентом Российской Федерации. Правовую основу их деятельности составляют законы, акты Президента и Правительства, а также специальные положения о каждом из центральных органов, утверждаемые Президентом РФ или Правительством РФ.

    Как правило, все центральные органы федеральной исполнительной власти возглавляются определенным звеном — центром, который выполняет функции штаба и обеспечивает выполнение всех производственных, а вместе с ними и возложенных на ведомства экономических, экологических и социальных обязательств.

    Федеральная исполнительная власть — это федеральное правительство в целом. Чисто федеральное правительство представлено секторами и сферами деятельности федеральных организационных юрисдикций (например, Министерство обороны, Государственные таможенные комиссии). Центральный орган полной федеральной организации управляет отраслями и сферами управления как непосредственно, так и через территориальные федеральные образования. Они являются вертикальными по отношению к отраслевым центрам и содержатся за счет средств федерального бюджета. Иными словами, в системе федеральных организаций все органы являются федеральными Асланян П. П. Конституционная система исполнительной власти в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2005. -156.

    Общефедеральная служба создается для упорядочения деятельности отраслей и сфер государственного управления, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Центральный орган Общероссийской организации действует частично через нижестоящие сектора, но в основном через демократические, региональные, государственные, территориальные, местные и начальные школы (Москва и Санкт-Петербург). Демократические, государственные, областные, региональные, территориальные и местные органы власти имеют двойную принадлежность. По вертикали они связаны с центральным аппаратом федеральной исполнительной власти, а по горизонтали — с республиканским правительством или соответствующей администрацией. Горизонтальная принадлежность является линейной, вертикальная — функциональной Игнатик H. A. Пределы и ряды передачи государственных полномочий федеральных органов исполнительной власти принципам исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Административная реформа в России : научно-практическое пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Ю. Хабриевой. время, 2006.

    В общих организациях федеральные центры осуществляют общее руководство, но непосредственное управление отраслями и секторами федеральной территории возлагается на их ведомства. К общим федеральным организациям относятся, например, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство финансов, Министерство культуры.

    Для современной демократической России характерна выборность ключевых должностных лиц исполнительной власти (выборными должностными лицами власти Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации).

    Выборы являются одним из принципов формирования системы государственных институтов в России. Это можно обнаружить при формировании единой системы государственных органов Российской Федерации. На основе всеобщего, равного и прямого тайного голосования народ избирает Президента, федеральные и региональные законодательные органы, федеральным законом избираются высшие должностные лица государства (соответственно субъектов Российской Федерации) — избранные должностные лица избирают руководителей различных государственных органов. Выборы придают наивысшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.

    Через реализацию принципов выборов реализуется одно из важнейших гражданских прав граждан. Декларация прав человека в статье 2, часть 3 устанавливает, что воля народа является основой государственной власти. Это выражается в регулярных и справедливых выборах. Свобода голосования. Российская Федерация присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1952 году, взяв на себя обязательство проводить свободные выборы с тайным голосованием в условиях, обеспечивающих свободное выражение мнения населения в избирательных органах.

    Советуем прочитать:  Продажа неприватизированных квартир

    Обеспечение выборов как принцип формирования объединений исполнительной власти в Российской Федерации является предметом пристального внимания и исследования в учебной и научной литературе. Это обусловлено рядом факторов. По мнению ряда ученых, право граждан избирать и выборный принцип исполнительной власти является основным элементом конституционного статуса личности — существование демократических государств и обществ невозможно. Тесная взаимосвязь выборов и принципа конституционной ответственности отражает вовлеченность субъекта в организационные отношения, осуждение и доминирование исполнительной власти российских органов исполнительной власти — исполнительных начал, непосредственно образуемых народом, единственным органом государственного суверенитета федерации. Поэтому выборы, с их помощью, определяют представителей исполнительных органов и дают им указ на осуществление права суверенитета, указ на установление государственной власти в России. М.: Флинт а-наука, 2006. -с. 94.

    Формирование принципа выборности при формировании и функционировании органов исполнительной власти нашей страны связано с рядом проблем. Решением этого являются предложения в современной отечественной научной литературе по совершенствованию избирательного законодательства и избирательного процесса. Так, участниками круглого стола на тему «Решения Конституционного Суда Российской Федерации в законотворческой деятельности Избирательной комиссии» в свое время были высказаны предложения по усилению влияния Конституционного Суда на процесс законотворчества в области избирательного права. Это влияние должно выражаться в. (а) отмены правовых норм, противоречащих Конституции и законодательству Российской Федерации — (б) определения и разъяснения основных принципов, определяющих необходимость нормативного регулирования вопроса.

    Для реализации принципа выборности в составе исполнительной власти в Российской Федерации и демократизации политической системы необходимо пересмотреть принципы формирования состава исполнительной власти и реформировать соответствующую нормативно-правовую базу.

    В настоящее время ни один из органов, входящих в единую систему исполнительной власти страны, не избирается непосредственно населением, что ставит под вопрос легитимность самой системы исполнительной власти. Конечно, эти органы формируются (назначаются) выборными должностными лицами (федеральным и региональными парламентами, главой государства), но эта практика скорее напоминает согласительные процедуры, чем выборы.

    Органы исполнительной власти занимают особое место в системе государственных институтов. Их значение связано с разнообразием ресурсов, которыми располагает административная власть, системой ее ветвей, оказывающих существенное влияние на основные направления общественной жизни. Это влияние на основные направления общественной жизни подразумевает ответственность исполнительной власти за общество, повышение роли народа в управлении государством и усиление влияния народа на принимаемые решения. Ноздорачев А.Р., Тихомиров Ю.А. Административные реформы: проблемы и решения / Административные реформы в России: научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Налышкина, Т.Ю. Кабриевой. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2006.- С. 143.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector