Давным-давно при дворе во Франции жили две знатные дамы. Одна из них пользовалась благосклонностью короля Франциска I, и звали ее Анна де Пислу, герцогиня Детампская. Другая была фавориткой его сына, будущего короля Генриха II, и звали ее Диана де Пуатье. Фаворитки ненавидели друг друга.
Также при дворе был знаменит человек де Шабо де Сангерейс, известный как Барон де Жарнак (хотя в 1546 году этот титул все еще принадлежал его отцу). Ему было 32 года, и он славился своими роскошными одеждами, которые он носил так же, как и его отец, и которые носил и его отец.
Возможно, это никого бы не волновало — в течение шести лет Ги де Шабо был женат на Луизе де Пислев, сестре герцогини. В таких обстоятельствах роскошный образ жизни родственника королевских родителей был очень важен для всех. И это раздражало.
Однажды, увидев Жарнака в особенно роскошном наряде, Дельфина Генри поинтересовалась у дворянина, на что он тратит свои роскошные вещи, ведь у него нет источника дохода. Возможно, принц ждал, что Жарнак призовет на помощь герцогиню д’Этамп, но ответ был более интересным. Ги де Шабо должен был быть в замешательстве, когда давал ответ:
— Высоко, — сказал он. — Я забываю, что мой отец недавно женился на Мадлен де Пи Гюйон, очень богатой вдове. Он добр ко мне и обнимает меня.
После этого двусмысленного ответа Генрих стал повсюду говорить, что Жарнак был любовником его матери, которая содержала его. Через некоторое время о Жарнаке поползли слухи, и он пришел в ярость.
— Кто бы это ни говорил, кем бы он ни был, кем бы ни был объявлен публично, он был плохим, больным и безумным человеком!
На этот раз он был наследником зараженного трона. Но принцы не могли сражаться с кирпичом, поэтому он обратился к своему другу Франсуа де Вивону, подписанту де ла Шаньера, чтобы тот стал его представителем и сражался от его имени.
О таких людях, как де ла Шаньер, говорят, что они просты, как сапог, но, скажем, он был прост, как бронзовая монета, потому что во Франции нет сапог. Ему было 26 лет, и он вырос при дворе, но это был более простой рубака, более простой и надежный, чем двор, потому что у него была более простая рубака, рубака, которая была более простой и более надежной, чем двор.
Он также был уверен, что принц и король всегда говорят правду, поэтому, доверившись Генриху, стал утверждать, что слышал, как Заркан произнес печально известную фразу «спал со своей матерью».
Франциск I запретил дуэль. Как оказалось, он не хотел терять ни Жарнака, ни Лашантьера. Первый был его любимой родительской родственницей и не хотел ее огорчать. Второй был его крестителем. Поэтому король приказал дворянину забыть о дуэли и держаться подальше от «глубокой дамской ссоры» (хотя, как мне кажется, ему не помешал бы более энергичный взгляд).
Казалось бы, вопрос исчерпан. Однако в 1547 году Франциск умер, и вопрос о дуэли был поднят вновь. Как показывают в кино, это была не просто дуэль. Это была судебная дуэль в традиционном понимании. Судьи, вместе с проповедниками, вместе с многочисленными зрителями, были построены для королевской семьи и двора, рядом с королевским замком Сен-Жермен-ан-Ле.
И враг совсем не походил на образы, массово созданные в XIX веке. Жарнак и Ла Катеньер были облачены в доспехи и даже снабжены старинным оружием и прикрытыми щитами.
Никто не сомневался в исходе гонки. Ла Катеньер был моложе, но у него было гораздо больше опыта в сражениях, и в целом он был выносливее и сильнее. Но это не значит, что оба были не готовы к гонке. И, конечно, каждый из них обращался к своему итальянскому учителю.
Поэтому французы часто были виноваты в том, что итальянцы придумали какие-то дьявольские трюки вместо того, чтобы по старинке сражаться на мечах. Но в то же время французские дворяне регулярно обращались к ним за советом. И на этот раз все поняли намек. Только очень по-разному.
Дуэль началась, как и ожидалось. Франсуа де Вивон, подписавший «Де Ла Шатейньер», толкнул Жарнака, и все решили, что это конец Жарнака. В общем, Ла Шатейньер потерпел крах. Он пытался продолжить гонку, пытался встать, пытался даже лечь на своего соперника, но эти попытки не увенчались успехом.
— Ла Шатейньер! — закричал Жарнак. — Верните мне мою цену! Попроси прощения за позор, который ты причинил мне в присутствии Бога и короля!
Но более того, свидетельства очевидцев неоднозначны. В некоторых записях о сражении говорится, что Ла Шатоньера унесли, истекая кровью. В других говорится, что он умер на следующий день, разрывая платок глазами в знак разочарования своим поражением. Лишь два пункта свидетельств совпадают — Ла Шатоньер попытался встать, но не произнес ни слова.
Когда Франсуа де Вивон замолчал, Жарнак бросился к королю.
-Пожалуйста, Ваше Величество, считайте меня честным человеком! Я оставляю Ла Шатоньера в ваших руках. Заберите его.
И что же? Король молчал. Он медленно размышлял, но не мог думать здесь. Диана де Пуатье была озадачена не меньше.
Тогда Зарнак поспешил к своему поверженному противнику и потребовал, чтобы тот снова отказался от своих слов. Это было бесполезно. Ла Шатоньер верил в короля, он не собирался гордо сдаваться, но все равно собирался дать отпор. А что он мог сказать? С точки зрения ремесленника, носящего рубашку, Франсуа ни в чем нельзя было отказать, ведь Зарнак фактически жил за счет женщин.
Жарнак снова поспешил к королю.
— Ваше величество, умоляю вас, позвольте мне доверить его вашей милости, он вырос в вашем доме… Ваше величество, считайте меня честным человеком!
Но король так и не научился вести себя в экстремальных ситуациях. Он молчал, а когда говорил. Но говорил ли он на самом деле? Все истории рассказывают о том, что Генрих говорил по-разному. Помимо текста, обычно хорошо запоминаются и высказывания короля, а вариации историй наводят на мысль, что все они — попытка хоть как-то оправдать монарха.
Царнак снова бросился к своему врагу и обратился к нему в поразительных выражениях.
— «Признайся своему Создателю, и мы станем друзьями».
Это было напрасно. Не зря он взывал к царю таким образом.
— «Ваше величество, заберите его, хотя бы во имя Господа нашего!
Я не понял, что он имел в виду. Затем Ярнасий обратился к Диане де Пуатье. Он добился того же успеха. Пока он метался между королем и соперницей, зрители начали роптать.
Чем закончится придворная битва?
Она может закончиться смертью одного или обоих. Но оба были живы. Она может закончиться тем, что один из участников признает свою вину. Ла Шатоньер, однако, не признал себя виновным, хотя и не мог сражаться. Король мог вмешаться в поединок. Однако король находился в коме. Что оставалось делать Жарнаку?
С другой стороны, по рассказам, Лашенер истекал кровью и кровоточил из ран. Как такое могло произойти, да еще и быстро? Жарнак оборвал связь со своим противником. Так не умирают. Он хотел получить признание, которое оправдало бы его и даже выдало бы ему его противника. Он попросил короля вмешаться. Это не совпадает с кровотечением де Вивона.
И что же должен был вырвать последний из раскопок? Это утверждение «в горести он разорвал повязки и умер» — очередной штамп XIX века. Вы наверняка читали много подобных историй. Но в 1547 году кровотечение было тщательно остановлено! Хотя я могу поверить, что такой дикий бар мог привести к смерти. Да, Амбруаз Паре уже написал трактат по хирургии, но потребовалось более десяти лет, чтобы его голос был услышан.
Чем же закончилась дуэль между Жарнаком и Ла Шаньером? Предположительно, покрутившись между королем и его противником и не получив ответа ни от одного из них, Жарнак придумал себе противника.
Они жесткие и жестокие? Да, это так. Но это судебный поединок. Смерть противника автоматически оправдывала Джарнака. Другого способа оправдаться не было.
Еще одно косвенное подтверждение этого результата — внезапное замешательство среди зрителей. Зрители в едином порыве начали грабить сцену Лашенера. «За проигравших!
Эта дуэль стала последней судебной дуэлью во Франции. А выражение «Удар Жарнака» стало обозначать неожиданные и зачастую презренные удары, хотя в XVI веке в действиях Жарнака не было ничего противозаконного.
В память об этом событии на стенах замка Сен-Жермен-ан-Лайе установлена мемориальная доска. Туристы всегда наблюдают за ней с большим интересом.
Опасная пара: копье и дага
В 1536 году Карл I Испанский выступил с речью в Ватикане. По всей Европе бушевала «Итальянская война». Испания и Франция боролись за политическое и религиозное господство и делили пули влияния. В своей речи, обращенной к Папе Римскому и собравшимся кардиналам, Карл II разрешил давний конфликт дуэлью с врагами Франциска I Французского. Вопрос остался без ответа, но он явно породил новую моду. Она началась во второй четверти XVI века в Европе (в основном во Франции) с «дуэльной лихорадки», поразившей Старый Свет почти на три столетия. Только за 20-летнее правление Генриха II Бурбона от дуэлей погибают по разным оценкам от шести до десяти тысяч человек. Это равносильно потерям в крупных сражениях за тот же период. Ури Кукин понял, в чем разница и почему шпаги и кинжалы встали на защиту чести дворянства в материалах viletant.media.
Призы и борьба с данайцами (из руководства по фехтованию 1626 года).
Кинжал — одно из древнейших видов оружия. Он появился как разновидность большого ножа (например, немецкий саксофон), но позже стал использоваться в основном для нанесения колющих ударов. В Средние века кинжал использовали в основном для убийства врагов, поэтому он получил особое название — «стилет милосердия» (предок кинжала). Удар таким кинжалом мог пробить стык пластин военной брони и пробить цепные украшения. С XIII века кинжал становится постоянным предметом аристократического снаряжения. Дворяне носили его вместе с мечом. Кинжалы носили с цепями, а затем, с появлением широкой дворянской зоны, кинжалы стали приспосабливать к правой стороне.
В Германии такие ножи назывались ‘Degen’, в Испании и Италии — ‘Daga’. И если в XVI веке немецкое название стерна претерпело изменения и словом ‘degen’ стали обозначать меч, то термин ‘daga’ также приобретает значение ‘кинжал, а также кинжал для левой руки». Во Франции то же оружие называлось мангош. Это, по сути, дословный перевод назначения кинжала. Кинжал или мангош заменяет щит, следуя эволюции общего вектора развития руки. Тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, а свобода движений в бою сочетается с серией основных ножей, а также дулами (которые тоже могут резать вместо сильного рубящего). Впервые на дуэли стали носить кинжалы пикой вниз слева из Испании XVI века, при этом дуэльные мечи сталкивались в правых руках. Однако, в отличие от щита, кинжал использовался для отражения атак, особенно если меч ломался или бился о руку. Лезвие кинжала напоминало рапиру, с короткой рукоятью и длинной крестовиной, а сами кинжалы (особенно испанские) были треугольными, иногда открытыми к внешнему бамперу (хотя были и вариации). С середины XIX века они производились в Италии в большом количестве.
— Шпаги и кинжалы, если это оружие было адаптировано господином де Бюсси.
Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсор».
В большинстве европейских языков у слова sword нет специального термина или слова, и оно обычно используется для обозначения «меча» (например, в английском — sword). Однако в немецком языке, как уже упоминалось выше, слово sword имеет то же значение, что и dagger, из чего некоторые исследователи оружия сделали вывод, что меч произошел от кинжала. Позже клинок стилиста удлинился и стал мечом, заменив тяжелый меч. По другой версии, меч произошел от сухого клинка с узким лезвием — ножа и боевого оружия всадника. Хотя он использовался в основном как нож, его большой вес и размер самого клинка ограничивали владельцев обычным пешим боем.
По другой версии, изначально существовало два вида мечей: военный и гражданский. Военные мечи, как легко догадаться, отличались от шпаг, пожалуй, только рукояткой. Они также применялись в бою и могли использоваться для различных атак, включая колющие и режущие удары по противнику, а также парирование атак. Городские мечи были скорее элегантными аксессуарами, атрибутами знатных семей, подчеркивающими статус владельца. В пользу последнего говорила практика гражданской казни, если меч ломался над головой владельца или выше колен в присутствии свидетелей.
Несмотря на различные версии, очевидно, что само оружие и его модификации развивались вместе с искусством фехтования, которое сильно различалось от школы к школе и тем более от страны к стране. Например, немцы делали упор на резкие удары, в то время как в Италии, считающейся родиной фехтования, преобладали удары ножом. Именно в Италии в начале XVI века появилась первая альтернатива рыцарским турнирам и дуэлям. В то время дуэли были известны как «дуэли в кустах». Главное и самое жесткое правило, радикально отличающееся от начала турниров, — секретность. Кроме того, со временем появился еще один отличительный принцип — полное отсутствие доспехов, особенно во Франции, где такие поединки считались чистыми и благородными, что было особенно распространено во Франции, поэтому сражались в белой рубашке (белая рубашка там, где ее можно было легко можно было увидеть). (Гладиатор ранен).
Все это не повлияло на трансформацию оружия, но при этом сохранилось двустороннее лезвие, которое было легче и длиннее, но могло оставлять сильные порезы. Этот тип меча назывался рапирой или «перевязочным клинком» (Espadas Roperas). Основное отличие его от тяжелого меча — размер и вес. Длина рапиры не превышала 100 см. Гарда рапиры была не только красивой (она служила показателем знатного положения владельца), но и надежно защищала пальцы владельца от нападения врага. . В Испании существовала сильная школа фехтования, называемая так «пара», откуда они и получили свои названия «дага» и «рапира». Здесь у них главное умение сохранять и менять дистанцию, двигаясь по кругу. Затем он расширяется. Также в XVII веке на смену испанским дагам пришли плащи, которые имели все представители сильного пола.
Во Франции, где была «лихорадка», уже в конце эпохи дуэлей (xix век), восхищались престарелыми манекенщицами в своих романах, распространившихся по Европе к концу XVII. В будущем с ростом популярности шпаг.
Бехайм Вендален. энциклопедия оружия. С.-П. 1995.
Сальников А.В. Становление и эволюция европейского фехтования на шпагах и мечах на протяжении веков. Армавир.
Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. ° 2001.
‘Последняя дуэль’ — поединок рыцарей, оставшихся в истории.
Последняя дуэль» — это поединок между французскими рыцарями Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри. Де Карруж участвовал в военных кампаниях во время 100-летней войны. Вернувшись на родину, он узнал от своей жены Маргариты о предательстве своего соседа и бывшего друга Жака Ле Грея. Рыцарь искал справедливости у официального правосудия, но когда суд и церковь отказались верить Маргарите, де Каруж в отчаянии вызвал на бой своих жертв.
Множество исторических деталей и элементов.
Поскольку дуэль между де Каружем и Ле Грисом была реальным событием, на ней присутствовали члены королевской семьи, приближенные Карла VI и знаменитый историк и летописец первого этапа Столетней войны Жан Фруассар. В его трудах рассказывалось о том, что происходило на арене. О том, как развивались события перед дуэлью, подробно рассказано в записках Жана Ле Кока, адвоката, представлявшего интересы Ле Гри. Эти и другие источники были изучены и проанализированы литературоведом и специалистом по средневековой литературе Эриком Егером. В книге сочетается научный подход, рисующий полную картину жизни, морали, бюрократии и судебной системы того времени, в сочетании с эмоционально насыщенными сценами, дающими представление о Маргарите, ее муже и насильнике Ле Гри.
Сюжет построен как исторический триллер.
По мере приближения даты дуэли напряжение нарастает. Ведь на ней присутствует король, и победитель получает буквально все. В Средние века верили, что поединщиками руководит рука Бога, а значит, проигравшего сразу же оклевещут. Если бы де Каруж проиграл, Маргарите грозило бы обвинение в лживости и казнь. Точно так же у Лаури были сильные покровители, и подготовка к поединку сопровождалась интригами и давлением на истца. Эрик Ягер великолепно сгущает краски, и до того момента, когда дело дойдет до поединка, читатель буквально сидит на краешке стула, мечтая поскорее узнать, чем закончится дело. Как истинный ученый, Ягер повествует о вечном конфликте в приложении к основной части книги, о конфликте, который сам по себе является триллером.
Мнения женщин о сюжете
Самое короткое выражение «Последнего Дуина» кажется заговором храброго рыцаря, защищающего честь прекрасной женщины. Однако так бывает только в рыцарской фантастике, тогда как в обычной жизни все гораздо сложнее. Судебный процесс заставил Маргариту заново пережить множество ужасных эпизодов изнасилования. Она была готова к тому, что ее обвинят в магии, а для ее мужа желаемое наказание имело мало общего с заботой о жене. И если Эрик Егер выставлял в книге в первую очередь книги, то Ридли Скотт придумал гениальный ход, чтобы показать Маргариту со всем ее опытом. Таким образом, «Последняя дуэль» — единственный случай, когда можно получить двойное удовольствие, сначала прочитав книгу, а затем посмотрев фильм.
Эту дуэль можно считать древней дуэлью, характерной для XIX века. Как ни парадоксально, но в XX веке были и официальные дуэли, последняя из которых состоялась между мэром Марселя Гастоном Дефефалем и членом коалиции Голической партии за новую демократию Рене Ривьером в 1967 году.
В редком историческом случае последняя дуэль на шпагах во Франции состоялась в 1967 году между мэром Марселя и кандидатом от Социалистической партии.
Да, когда во Вьетнаме бушевала война, рок-н-ролл покорял мир, а человечество осваивало космос.
Драка произошла после того, как накануне Дефеффер накричал на Рибьера. (Заткнись, дурак!)». Во время дебатов в парламенте. Дефер отказался извиниться, и Рибьер вызвал Дефера на дуэль на шпагах (разновидность шпаги с ножом).
Дуэль состоялась 21 апреля в частном месте в Нейи-ша-Сена, к западу от Парижа, под руководством Жана де Липковского, тогдашнего заместителя министра Франции.
На следующий день Либу должен был жениться. Дефферос пообещал ранить его так, что тот сильно испортит брачную ночь.
Деферрос получил первое ранение в руку, но тот решил продолжить дуэль. После второй раны на руке Ривьера Липковский прекратил поединок. Обе раны Ривье оказались несерьезными. Не сохранилось сведений о том, насколько значительным было влияние дуэльных ран на брачную ночь.
После второго ранения Рибье Липковский прекратил дуэль.
Позже, при Франсуа Миттеране, Деферред занимал пост министра внутренних дел с 1981 по 1984 год, когда он умер от естественных причин 7 мая 1986 года в возрасте 75 лет. Лив умерла на Рождество в возрасте 76 лет. Оба мужчины навсегда остались в истории как участники последней дуэли во Франции.
Дуэли были основаны на ценовом кодексе. Дуэли проводились не всегда для того, чтобы убить противника, а в основном для получения «удовлетворения», то есть восстановления своей чести, и только дворяне принимали участие в дуэлях, чтобы продемонстрировать готовность рисковать жизнью ради достижения этой цели. Однако в наше время право на дуэль распространилось на высшие классы. Иногда, даже среди женщин, дуэли проводились на шпагах или пистолетах.
С начала XVII века дуэли часто приобретали угрожающий характер, поэтому были запрещены законами тех стран, где они были более распространены. Например, во время 16-летнего правления Генриха II Французского на дуэлях было убито около 8 000 человек. Популярность дуэлей значительно снизилась в Великобритании середины XIX века и в континентальной Европе в начале XX века.
detector