Основанием для разделения преступлений на правонарушения и проступки является характер и степень общественной вредности (опасности), обусловленные характером правонарушения. Все правонарушения обычно делятся на две группы: фелонии и мисдиминоры. При этом основным критерием разделения является характер и степень вреда (опасности) для общества, которые, в свою очередь, зависят от ценности объекта противоправного вмешательства, характера противоправного деяния и обстоятельств. время и способ совершения (насильственный или ненасильственный) — величина и характер причиненного вреда — форма и степень вины правонарушителя — интенсивность противоправного деяния — мотив, личные качества виновного и т.д. Ключевыми элементами для отнесения преступных деяний к проступкам, уголовным преступлениям или мелким правонарушениям являются субъективные факторы, представляющие собой предмет законодательной деятельности . Ведь именно этот элемент оказывает решающее влияние на вывод о том, является ли то или иное деяние противоправным (преступным) или нет.
В правовой системе должен быть создан такой механизм, чтобы признание того или иного деяния преступлением (и противоправным в целом) не зависело исключительно от усмотрения законодателя и правоприменителя.
Основные принципы общей теории права. — Право и юриспруденция, М.: Под общим руководством д-ра юрид. наук, проф. Доктор юридических наук, профессор В. И. Червонюк. 2003.
См. также «Причины деления преступлений на тяжкие и проступки» в других словарях.
Социально-правовые основания разграничения преступлений и проступков
Несмотря на сходство по многим признакам, преступления очень разные. Это определяется различным содержанием общественных отношений, таких как правонарушение, совершаемое преступником, разнообразием субъектов, характером мотива и цели их поведения, особенностями жизненной ситуации и т.д. Такое разнообразие правонарушений позволяет классифицировать их по различным основаниям.
Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений по степени общественной опасности. В связи с этим все правонарушения делятся на преступления и проступки [12].
Преступления характеризуются степенью наибольшей общественной опасности. Они попирают наиболее важные и существенные интересы общества, которые охраняются нарушением уголовного закона. Объектами преступных посягательств являются общественный и государственный строй, существующая экономическая система, различные формы собственности, личность, политика, труд, имущество и иные права граждан [23].
Преступления характеризуются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различный предмет посягательства и правовые последствия. В связи с этим их классифицируют на гражданские, административные, дисциплинарные и уголовные.
Данный вид правонарушений выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств и причиняет имущественный вред. Санкции за гражданские правонарушения носят восстановительный характер и заключаются в возмещении имущественного вреда, отмене незаконных сделок, восстановлении нарушенных прав и компенсации охраняемых законом интересов.
Административные правонарушения (уголовные преступления) представляют собой посягательство на порядок управления, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные административными, финансовыми, фискальными, подпольными, процессуальными и иными правовыми нормами. К ним относятся микроклиматы, микроправила, нарушения правил распределения, правил экономической информации, правил пожарной безопасности и др. А также правонарушения по видам.
Таким образом, правонарушения по формуле могут быть распределены следующим образом.
Предметом правового регулирования является совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами.
Например, специфика норм гражданского права обусловлена тем, что они регулируют только имущественные и непосредственно связанные с ними личные отношения, в отличие от правовых норм, опосредующих трудовые, хозяйственные, семейные и иные отношения. В некоторых особых случаях с помощью норм гражданского права регулируются и другие личные неимущественные отношения, например защита чести и достоинства.
Правовое регулирование — это совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых право воздействует на общественные отношения. Например, участники имущественных отношений — это независимые друг от друга лица, обладающие свободной и независимой собственностью. Они делают выводы друг из друга, что позволяет им решать свои отношения по согласию. Споры между ними рассматриваются судами. Отношения, возникающие в сфере государственного управления, требуют иного метода правового регулирования, поскольку в этой сфере отсутствует равенство сторон. Здесь отношения строятся на основе представлений. Норма права наделяет властью одну из взаимодействующих сторон… [25].
В научной литературе выделяют два основных метода правового регулирования. Это авторитарный метод и метод автономии.
Авторитарный метод или метод властной проверки (императивный метод) — это метод правового регулирования, при котором лицу или лицам, участвующим в правоотношении, предоставляется только строго определенный выбор действий.
Властно-контрольный метод используется преимущественно в административных, уголовных и дисциплинарных комиссиях по правонарушениям.
Властный метод правового регулирования может проявляться в установлении авторитарных норм, властных обязываний, а также правовых запретов на исполнение законодателем своих полномочий. Типичным примером использования запрета как метода воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей является уголовное право. Нормы этого права, основанные на угрозе изменения уголовно-правовых мер, запрещают совершение деяний, наносящих ущерб как интересам личности, так и интересам общества и государства.
Суть другого метода правового регулирования — автономного или этического — заключается в том, что норма права не устанавливает запрет или конкретизацию того или иного поведения, а только самооценочные границы участников общественных отношений определяют их выбор. Взаимное поведение, взаимные права и обязанности они определяют самостоятельно.
Этот метод правового регулирования применим прежде всего к буржуазному, торговому и другим отраслям российского права. Принятые ими права и обязанности могут быть изменены или прекращены по взаимному согласию [26].
Таким образом, если предмет правового регулирования может быть найден в сфере общественных отношений, затрагиваемых данной правовой областью, то метод правового регулирования служит средством регулирования, этого воздействия.