В соответствии со ст. 35, п. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г., ст. 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийским негосударственным некоммерческим объединением, объединяющим адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. Основания для обязательного участия.
Таким образом, Федеральная палата адвокатов как самостоятельная организация состоит из всех объединений адвокатов субъектов Российской Федерации, объединенных для достижения определенной цели. Как отметил А.А. Спектор, «без такого объединения было бы невозможно добиться подлинной независимости адвокатов как необходимого условия».
Федеральная палата адвокатов как автономное объединение адвокатов Российской Федерации была создана в следующих целях (п. 2 ст. 35 Адвокатского кодекса РФ)
— Представление и защита интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления,
— координации деятельности Адвокатской палаты,
— обеспечение высокого уровня оказания юридической помощи адвокатами.
Таким образом, основными целями создания Федеральной палаты адвокатов являются обеспечение соблюдения Федерального закона об адвокатуре и защита корпоративных интересов адвокатов. Эти цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
С одной стороны, деятельность Федеральной палаты адвокатов должна быть направлена на обеспечение высокого уровня профессиональной юридической помощи, оказываемой адвокатами на территории России физическим и юридическим лицам в соответствии с Законом о защите прав.
С другой стороны, Федеральная палата адвокатов создана и функционирует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В связи с этим она обязана представлять и защищать интересы адвокатов на уровне общеевропейских организаций в органах государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечивать общую координацию деятельности адвокатской палаты. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации.
Термин «согласование» не имеет четкого определения в Законе. Однако, учитывая принципы закона, под координацией следует понимать выдачу органами федерального прокурора в пределах их полномочий, определенных в статьях 35-37 закона. Все они обеспечивают выполнение этих решений на практике совместно с указанными ассоциациями.
Статья 35 § 2 Закона об адвокатуре прямо признает обязанность федерального адвоката представлять интересы всех адвокатов и барристеров в их отношениях с федеральными органами по вопросам адвокатского сообщества. Таким образом, только федеральные адвокаты могут официально представлять адвокатское сообщество и официально решать вопросы, связанные с выделением средств из федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению. Участие адвокатских палат субъектов Российской Федерации в бюджетном процессе на федеральном уровне законом не предусмотрено. В то же время Торгово-промышленная палата вправе направлять предложения по данному вопросу в Федеральный адвокат.
Федеральный адвокат учрежден Общероссийским советом адвокатов. Создание иных организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федерального адвоката, не допускается. Общероссийский совет адвокатов также утвердил устав Федерального адвоката.
В соответствии с п. 6 ст. 35 Закона федеральные адвокаты как юридические лица подлежат государственной регистрации в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). При этом особенности регистрации федеральных адвокатов определяются Законом об адвокатской деятельности. Это допускается статьей 10 Закона № 129-ФЗ. 129-ФЗ.
Таким образом, правовым основанием для создания федерального адвоката является решение Общероссийской конференции адвокатов, которая проводится в соответствии с Законом о праве. Федеральные адвокаты создаются по прямому указанию этого закона, а не по соглашению юридических фирм. Поэтому представлять учредительный договор для регистрации не нужно. Однако, в отличие от адвокатской конференции, федеральный адвокат должен действовать в соответствии с положениями закона, а также устава. Поэтому для регистрации в качестве Федерального адвоката необходимо представить его учредительные документы — Решение Общероссийской конференции об учреждении Устава и Учредительный договор.
Органами Федеральной адвокатской палаты являются
— Общероссийский съезд адвокатов,
Высшим органом федеральной адвокатуры является Общероссийский съезд адвокатов. Съезд собирается не реже одного раза в два года. На съезде присутствуют представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на съезде. Каждая адвокатская палата голосует при принятии решений, независимо от количества своих представителей.
Обязанности Общероссийской общественной палаты адвокатов закреплены во втором пункте статьи 36 Закона об адвокатуре. Только съезд может принять решение об утверждении Устава Федеральной палаты адвокатов и Кодекса профессиональной этики адвоката, установить нормы представительства на собраниях, учредить Федеральную торгово-промышленную палату и избрать досрочно Ревизионную комиссию. Утвердить оценку расходов на содержание палаты и отчет о расходовании средств, чтобы установить вклад палаты в общие нужды федеральных адвокатов. Никакой орган, кроме Общероссийского совета адвокатов, не вправе утверждать Регламент Общероссийского совета адвокатов и Федерального совета адвокатов в целях утверждения штатного расписания Федеральной палаты. Определение других адвокатов.
Совет Федеральной палаты адвокатов является объединенным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов. Он избирается Всероссийским советом адвокатов тайным голосованием, состоит не более чем из 30 членов и обновляется (ротируется) на одну треть каждые два года.
В ходе очередной ротации Президент Федеральной палаты адвокатов представляет Совету Федеральной палаты адвокатов кандидатуры для рассмотрения выбывшими членами Совета и для замещения вакантных должностей в Совете Федеральной палаты адвокатов. Ассоциация. После утверждения Советом федеральной адвокатуры кандидатуры, выдвинутые Президентом, представляются на утверждение Конгресса.
Если Конгресс не утверждает кандидатуру, Президент Федеральной палаты адвокатов вносит на утверждение Конгресса новую кандидатуру только после того, как она будет рассмотрена и одобрена Советом Федеральной палаты адвокатов.
Совет Федеральной палаты адвокатов избирает из своего состава Президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и, по его представлению, одного или нескольких Вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года и решает следующие вопросы Полномочия Президента и Вице-президентов. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Федеральной палаты адвокатов более двух сроков подряд.
Президент Федеральной палаты адвокатов представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными органами, иными организациями и физическими лицами, действует от имени Федеральной палаты адвокатов без поручения и выдает полномочия. Осуществляет адвокатскую квалификацию и заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов. Распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии с бюджетом и целями собственности, определенными Советом директоров Федеральной палаты адвокатов. Осуществляет полномочия Президента. Отвечает за деятельность Федеральной палаты адвокатов в соответствии с бюджетом и целями использования имущества и несет ответственность за управление Федеральной палатой адвокатов.
Таким образом, по результатам проведенной аудиторской проверки можно сделать следующие выводы
1. Федеральная палата адвокатов как самостоятельная негосударственная некоммерческая организация состоит из всех адвокатских образований субъектов Российской Федерации, объединенных для достижения определенной цели.
— Представление и защита интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления,
— координации деятельности Адвокатской палаты,
— обеспечение высокого уровня оказания юридической помощи адвокатами.
Федеральная палата адвокатов была учреждена Общероссийским советом адвокатов. Иные организации и органы с функциями и обязанностями, аналогичными функциям и обязанностям Федерального адвоката, не могут быть созданы.
Федеральный адвокат как юридическое лицо подлежит государственной регистрации.
Первые 15 лет
Пятнадцать лет назад, 31 января 2003 года, на Первой Общероссийской конференции адвокатов была учреждена Федеральная палата адвокатов РФ (ФПА РФ) и заложены основы ее деятельности. Из 222 делегатов регистрационной конференции 221 делегат проголосовал за первый пункт повестки дня — создание ФПА РФ — и только один делегат высказался против. Это стало значимым событием для Ассоциации юристов России, важным шагом в развитии адвокатского сообщества и открыло новую эру в организации деятельности Ассоциации юристов России. 130-летняя мечта дипломированных юристов и советских адвокатов — объединить российскую адвокатуру и создать лучшее самоуправление во всей стране — осуществилась. Подведем лишь некоторые итоги последних 15 лет.
Присяжные поверенные пытались объединиться на конференции 1905 года, советские адвокаты в 1989 году создали Ассоциацию адвокатов СССР, но в 1991 году СССР исчез, и в 1994 году была создана Федеральная палата адвокатов. Она не смогла стать автономным объединением адвокатов в целом.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установил, что Адвокатская палата России является институтом гражданского общества и действует на принципах законности, независимости, самостоятельности, партнерства и равноправия адвокатов. Затем было решено, что на федеральном уровне адвокатуру представляет Федеральная палата адвокатов, членами которой являются не десятки тысяч адвокатов (коллегия адвокатов с таким количеством адвокатов нецелесообразна), а объединения адвокатов.
Представитель Всероссийского совета адвокатов, высшего органа ФПА, не является адвокатской палатой и не обязан быть председателем региональной палаты. Представителями Всероссийского совета адвокатской палаты являются адвокаты, представляющие Адвокатскую палату и 85 входящих в нее организаций на территории Российской Федерации, которые избираются высшим органом Адвокатской палаты — Съездом адвокатов (Конгрессом). Значение создания Федеральной палаты адвокатов можно приравнять к ключевым событиям в развитии организации российской адвокатуры, например, к избранию первого Совета адвокатов в Санкт-Петербурге 2 мая 1866 года. (новая форма от 15 мая 1866 года), или Декларация о самостоятельности Российской коллегии адвокатов и праве самостоятельного внесения адвокатов в правила коллегии, утвержденная Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 26 мая 1922 года. Коллегия адвокатов. В течение 15 лет Федеральная палата адвокатов как автономное объединение всех российских адвокатов представляла и защищала интересы адвокатов в государственных органах, координировала деятельность коллегий адвокатов и обеспечивала высокий уровень юридической помощи адвокатов.
В начале 1917 года, накануне революции, в Российской империи насчитывалось 13 000 адвокатов — по одному адвокату на каждые 12 000 жителей. В СССР этот уровень был достигнут в 1990 году, когда в стране насчитывалось 26 000 адвокатов. В России после распада СССР на начало 2003 года насчитывалось 55 000 адвокатов, то есть один адвокат на 2 600 жителей (за 12 лет после распада СССР количество адвокатов на душу населения увеличилось в четыре раза, к сожалению, в основном за счет сокращения населения). За последние 15 лет число адвокатов увеличилось на 17 500 человек и в настоящее время составляет более 78 500 человек, из которых более половины стали адвокатами за последние 15 лет.
Благодаря активной работе Федеральной палаты адвокатов — высшего органа самоуправления адвокатов — за последние 15 лет в организации и деятельности национальной адвокатуры произошли кардинальные изменения, которые не только привели к увеличению числа адвокатов, но и к росту числа юристов и обновлению адвокатского состава.
Вспоминая, что 15 лет назад Федеральной палаты адвокатов не существовало, подведем лишь некоторые итоги последних 15 лет.
— Созданы и успешно работают органы и структуры ФПА, в том числе советники и эксперты. Всероссийская конференция адвокатов собирается восемь раз, а Совет ФПА — не реже четырех раз в год. В разные годы членами Совета ФПА были избраны 83 адвоката из 51 субъекта РФ.
Ежегодно ФПА рассматривает до 1 500 обращений от населения, включая адвокатов, правоохранительные, судебные и иные государственные органы, органы государственной власти и другие организации. Всероссийским советом адвокатов и Советом ФПА РФ принято более 60 корпоративных нормативных актов, среди которых, в частности, Кодекс профессиональной этики адвоката, Стандарты защиты адвоката в уголовном процессе, Правила поведения адвоката. Информационно-коммуникационная сеть «Интернет», среди прочих. В третий раз в двух томах переизданы изменения и дополнения к сборнику нормативных актов и документов, регулирующих деятельность адвокатов.
Президент Федеральной палаты адвокатов и представители Советов федеральных округов посетили адвокатские палаты всех федеральных округов до 35 раз в течение года.
— Созданы и активно работают Комитет по этическим стандартам АЮР, Научно-консультативный комитет АЮР, Общественно-консультативный комитет АЮР, Комитет Совета АЮР по защите прав адвокатов и другие комитеты и рабочие группы.
Ежегодно готовится до 50 экспертных заключений на законопроекты и иные нормативно-правовые акты, касающиеся адвокатской деятельности, а также на наиболее важные законопроекты, затрагивающие права и свободы граждан.
— Регулярно проводятся семинары, форумы, круглые столы и конференции, в том числе ежегодная научно-практическая конференция «Адвокатура. Государство. Общество», где обсуждаются актуальные правовые вопросы. В 2016 году состоялась первая общеевропейская конференция молодых адвокатов. Регулярно организуются встречи с региональными адвокатскими палатами в формате видеоконференций.
— Созданы и активно проводятся курсы повышения квалификации адвокатов, а РП регулярно организует онлайн-семинары для обучения адвокатов в форме видеолекций на сайте РП. Издаются «Новый адвокатский вестник» и «Вестник ФПА», функционируют сайты ФПА и АГ. В 2016 году сайт ФПА посетило 1,7 млн человек. Разработан шаблон сайта региональной коллегии адвокатов, и на основе сайта ФПА было запущено более 20 сайтов судов.
— Установлены и поддерживаются обширные международные связи. В 2016 году по инициативе ФПА представители восьми стран СНГ подписали Хартию основополагающих принципов юридической практики, подтвердив свою приверженность верховенству закона и основополагающим принципам юридической профессии.
— Адвокатские объединения активно занимаются представительством в федеральных и общественных институтах всех ветвей власти. Это позволяет последовательно отстаивать интересы общества в законодательной и правоприменительной сферах.
Защищая права общества, СДП обеспечила принятие важных для адвокатуры законодательных новаций, в частности, касающихся применения адвокатов, допуска защитников в уголовный процесс и посещения судов. Важные положения об адвокатах в отношении подзащитных, находящихся под стражей, представление интересов участвующих адвокатов в ходе следствия, охрана порядка и задержание адвокатов, установление обязанности следователей уведомлять адвокатов об их задержании, создание юридических фирм, включенных в Гражданский кодекс Российской Федерации, правовой статус и деятельность, а также детали создания адвокатских образований.
Все аспекты деятельности АБН регулярно и подробно освещаются в адвокатских СМИ. Изучение этих публикаций беспристрастным наблюдателем не оставляет сомнений в важности и масштабности той деятельности, которую ССА продолжает осуществлять на благо адвокатуры.
ГЭСИ добросовестно выполняет возложенные на нее задачи. Из собрания юристов Ассоциация юристов России превратилась в профессиональное сообщество, единое и активное юридическое предприятие и зонтичный орган гражданского общества. Многое из того, о чем мечталось 15 лет назад, успешно решено, а опасения скептиков, что АЮР превратится в «министерство адвокатов», развеяны.
В то же время не все проблемы удалось решить. Например, остро стоит вопрос о вознаграждении за участие в защите при назначениях. Необходимо выполнить требования законодателя по налаживанию процесса распределения трансфертов за назначение. и единой методологии профессиональной подготовки адвокатов, а также улучшить условия оказания адвокатами бесплатной юридической помощи.
Кроме того, вполне закономерно, что за последние 15 лет выявились новые проблемы, требующие решения, и Ассоциация юристов России вновь оказалась на задворках реформирования. Новое значимое большинство в развитии национальной адвокатуры.
Однако Министерство юстиции РФ рассчитывает, что реформы будут завершены только к 2025 году, после чего мы будем отмечать очередной юбилей — 20-летие АЮР. Поздравляю коллег с 15-летием объединения российской адвокатуры в единый центральный орган и создания ее высшей самостоятельной структуры — Федеральной палаты адвокатов РФ!